Ushatava Research Fall Winter 24/25 Show

Для Нино Шаматава, креативного директора Ushatava, путь принятия себя начался с вопроса: «Кто я?» В поисках ответа она обращалась к разным граням своей идентичности — телесности и духовным переживаниям, фантазиям и воспоминаниям, семейным и национальным корням. Погружение в глубины личного опыта стало движущей силой для рефлексии более масштабной — на уровне модного Дома. Этот процесс самопринятия отразился в коллекции I am that I am линии Research FW24/25, показ которой состоялся 17 октября.


«Сезон FW24/25 получился особенно терапевтичным. Я знаю, что темы, которые мы затрагиваем в коллекции I am that I am, волнуют не только меня — в той или иной степени они касаются каждого. Идея полного принятия себя многим кажется утопичной. В рамках дизайн-процесса мы рассуждаем о возможности приблизиться к этому состоянию через повторное знакомство с самим собой», — делится Нино.


Важным импульсом к созданию коллекции I am that I am послужил одноименный аудиоперформанс художника Брайана Гейссина 1960 года. Разбивая фразу на части и меняя их местами, ускоряя и замедляя темп речи, добавляя неожиданные звуки, Гейссин показал, как через препарирование одного стихотворения можно получить бесконечное количество новых смыслов, сохранив исходное значение каждого слова. Аналогично, несмотря на изменения в теле и образе мыслей, мы всегда остаемся теми, кто мы есть на самом деле. Эта идея становится магистральной в коллекции линии Research FW24/25, где каждая вещь воплощает ключевые символы модного Дома и по-своему напоминает, что самый важный путь — это постоянное возвращение к себе.


“I am that I am”, Брайан Гейссин, 1960

Распуская историю своей жизни на нити, Нино мысленно оказалась на пороге дома, где она провела детство и где закладывались ее первые впечатления о мире. Там она была окружена красивыми и сильными людьми — их гордые силуэты запечатлены в изделиях грузинской серии. Строгий пиджак с глухим воротником-стойкой отсылает к чохе — верхней одежде кавказских мужчин, предназначенной подчеркнуть мужественный облик ее обладателя. В то время как платье «Грузинка» наследует ключевые черты традиционного городского платья «картули-каба» — приталенный силуэт, широкие и длинные рукава и длину в пол. Готовое изделие прошло испытание горячим прессом, в результате чего на ткани появились неразглаживаемые отпечатки фурнитуры — пуговиц и петель. Этот прием не первый раз возникает в линии Research — хаотичные вмятины и складки отсылают к отпечаткам времени, которые каждая вещь, как и человек, запоминает по-своему.

Погружаясь в воспоминания, Нино находит еще один ностальгический элемент, который становится первым шагом на пути к исследованию телесности. Это платья-комбинации — самый интимный предмет гардероба. Такое нательное белье женщины выбирали с заботой и любовью к себе, отказываясь от давления моды и чужих ожиданий. В 1920-е легкие нижние платья скользящего силуэта стали первым выражением их внутренней свободы. В коллекции I am that I am комбинации — это наша дань уважения женщинам, которые имели смелость выбрать себя. Каждое такое изделие — уникальный образец, созданный из фрагментов винтажных платьев, собранных по миру и сохранивших дух эпохи перемен.

Другим важным сюжетом в этом исследовании становится работа с клише — не буквальная, а контурная и предельно бережная. «Таким образом я пытаюсь показать, что общие для многих стандарты переживаний можно перевернуть — и получить нечто прекрасное», — объясняет Нино. Гипертрофированно анатомический силуэт платьев Curved отсылает к одному из творений архаической скульптуры — статуям кор (от древнегреческого κόρη — девушка). Изображения молодых девушек в статичной позе, воздвигнутые в дар божествам, выражали восхищение кра­сотой и гармонией жен­ско­го тела и лица — кор отличала легкая улыбка, утонченная фигура, округ­лые бед­ра, узкие пока­тые пле­чи и нарядная одежда. Выразительная форма образуется за счет рельефных швов, сделанных по всему объему изделия, и съемного подъюбника с накладками, которые моделируют характерный объем на бедрах.


Свою работу с темой физических трансформаций дизайн-команда Ushatava начала еще в коллекции Color.Block FW23/24. Именно тогда родился силуэт Shy Shoulders — плечи пиджаков и пальто устремлены к груди как отсылка к робкой позе в чем-то провинившегося ребенка. Символично, что эта серия, ставшая результатом рефлексии Нино Шаматава о взрослении и поиске внутренней свободы, возникает вновь — уже в коллекции I am that I am. Здесь же появляются и новые формы — скованные напряжением плечи превратились в силуэт Sharp Shoulder. Эту геометричную маскулинную верхнюю одежду отличает резко скошенная линия плеча, а выразительные рукава-бананы, узкие лацканы и гипертрофированно широкие клапаны карманов дополняют графичный абрис. За каждым из плечевых силуэтов Ushatava исторически стоит работа с памятью тела и личными воспоминаниями. Shy Shoulder, (Un)pinned и Sharp Shoulder являются важной частью терминологии бренда — соединяясь в коллекциях разных линий и сезонов, они наглядно показывают, насколько тесно связаны все направления внутри модного Дома.

Путь к самопринятию предполагает не только взгляд внутрь себя, но и готовность выйти за рамки привычного. Для дизайн-команды модного Дома таким вызовом стала работа с принтами. Яркие паттерны, которые начались с небольших набросков, разрослись до масштабов отдельных вещей. Каждый рисунок хранит отсылку к ключевым символам и приемам Ushatava — от названия коллекции I am that I am до визуальных клише и оптических иллюзий. Особое место в этой истории занимает принт с изображением гвоздик — любимого цветка Нино. «Букеты гвоздик часто дарят кутюрье, когда он выходит на поклон после шоу. Поэтому гвоздики ассоциируются у меня в первую очередь с профессионализмом и делом всей моей жизни».

Работа над подиумной коллекцией всегда идет до последнего часа. Только во время подготовки к показу Нино Шаматва осознала, что в этом сезоне пересказывает историю своего становления. Драматургия шоу буквально поделена на главы. В первом блоке, открывающем показ, превалируют кричащие принты и нарочито простые силуэты. Головы моделей покрывают вычурные парики, а лицо — яркий макияж, меняющий черты до неузнаваемости. В этой утрированности, в которой сложно разглядеть привычную Ushatava, Нино находит себя в юношестве — когда декор был призван маскировать то, что казалось недостатком.

Следующий блок Нино посвящает работе с телом. В качестве иллюстраций этого периода можно видеть, как женственные силуэты сменяются на подиуме маскулинными, оверсайз соседствует со slim fit, а разные эмоциональные состояния застывают в форме отдельных предметов гардероба. Поиски гармонии сопровождаются постоянным обращением к прошлому — но уже более далекому и отчасти мифическому. По словам Нино, чтобы принять себя, нужно понять, из чего ты состоишь. Отголоски ностальгии слышны не только в грузинской серии вещей, звенящих украшениях из металла и гипертрофированных кепках-«аэродромах» — грузинские мелодии, интуитивно знакомые по советским фильмам, вплетены в саундтрек самого показа.

Финал шоу радикально отличается от старта. С каждым выходом плотные фактуры тканей будто истончаются — под прозрачными капроновыми платьями и костюмами теперь видны тела моделей, а на их лицах больше нет и следа косметики. Обнажение на глазах у зрителей в какой-то степени напоминает терапию — ты делишься самыми потаенными мыслями, не боясь осуждения со стороны. В рамках шоу этот процесс становится коллективным — возможно, в истории, рассказанной Нино на языке дизайна, кто-то узнает себя и захочет познакомиться с собой заново.

Creative Director: Nino Shamatava

Key styling & Editing of the collection: Sanan Gasanov

Styling: Alina Frost

Photo: Aleksandr Kolatsk

Key Casting: Avdotja Alexandrova

Key Mua: Fariza Rodriguez

Key Hair: Dmitriy Abramovich

Soundtrack: Egor Denisovets

Broadcast Direction: Ernest Yakovlev

Backstage photo: Sulpan Aknazarova, Anton Donikov

Backstage video: Maria Serebrennikova

Teaser Video: Jana Simorot

Social photo: Anton Donikov, Nikolay Zverkov

Catwalk: Igor Strajin

Video interview: Natalia Zabolotskikh

Communications, PR content & Influence management: Alina Grigalashvili, Alexandra Osipova, Alina Kovalenko

Editors: Uliana Yakovleva, Katarina Shramko

Marketing Team: Chloe Kharazova, Nata Chabarova, Angelika Kronevald, Ainura Makhmudova, Evgeny Sharapov, Anastasia Moshkareva, Denis Gaydukov, Danil Merkel